"АЗ" И "БУКИ" КЕРАМИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПРО УЧЕНИКОВ

Ученики Рафаила Исааковича – постоянные участники и призёры выставок самого разного уровня: от городских до Международных. Работы детей всегда получают высокую оценку жюри. Учащиеся класса педагога неоднократно становились обладателями Губернаторской стипендии. Рафаил Исаакович постоянно ведет методическую работу, проводит открытые уроки для преподавателей Детской школы искусств № 3 города Ярославля и Ярославской области. Рафаил Исаакович своих учеников называет: Аньками, Саньками да Таньками. Но уничижительный для постороннего уха суффикс «к» в каждом конкретном случае обязательно припечатывается высшим учительским клеймом-похвалой – гениальный, талантливый, неординарный, потрясающий... Ученики, надо сказать, всех этих грубоватых «ванек-санек» пропускают мимо ушей, зная о подлинном отношении к ним учителя, и в ответ просто обожают Рафаила Исааковича.Дети рождаются гениальными. Но это не всегда успевают заметить - настолько сильно влияние окружающей среды. А ведь именно индивидуальное видение мира - в необычном ракурсе - краеугольный камень таланта. Чем учить всех детей одинаково - лучше вовсе не вмешиваться в творческие поиски ребенка. Не вмешиваться? Звучит, мягко говоря, «не ортодоксально»... Но работы детей говорят сами за себя. Например, работа Жени Глушевского «Пипа» - единственная представительница жабьего племени не откладывает, как более ветреные товарки, икру с тем, чтобы сразу погрузиться в личные заботы и предоставить беспомощных головастиков превратностям их судьбы. Она носит яйца в маленьких выемках на спине, пока из них не родятся живые детеныши. Женина пипа преисполнена тревоги и озабоченности. Ведь у нее на спине - жабенок. Для посторонних глаз он настоящий захребетник. Спиногрыз. Недоросль. Не очень успешный и не слишком привлекательный. Но для матери он дороже всего на свете.

ПРО ЖИВУЮ ГЛИНУ

Глина, пожалуй, один из самых древних природных материалов, известных еще с палеолита. Она издревле обеспечивала не только самые насущные потребности человека в строительстве жилища, но, имея потрясающие пластические способности, давала широкие возможности для творчества. Вязкая, мягкая, податливая, в умелых руках мастера она легко и быстро превращалась в бытовой предмет или изделие искусства. Методику его работы с детьми можно назвать универсальной, поскольку с каждым ребенком преподаватель занимается индивидуально, учитывая его характер, психологию, творческие способности и умение проявлять интерес к той или иной теме и выбранному им образу. Главную цель своей учительской деятельности Рафаил Исаакович видит в открытии у юных дарований таланта, формирования внутренней культуры, глубокого познания законов гармонии, бережного отношения к красоте окружающего мира и восторженного, позитивного восприятия процесса жизни. Образное наследие самого мастера очень многогранно: это резьба по дереву, скульптура, керамика, изделия прикладного искусства.

ПРО ПЛАСТИЧЕСКУЮ КРАСОТУ

Тема творчества у Вольфсона  проявляется в виде принципа формообразования или художественной метафоры образов, но и выражает глубокое соответствие соотношений внешнего и внутреннего пластов его мировоззрения, направленного к созиданию прекрасного. Не удивительно, что детские фантазии, направленные тонким умом и умелой рукой зрелого мастера, воплощаются юными художниками в яркие произведения, отражающие удивительное разнообразие многогранного мира. Создавая свой собственный мир, дети изучают и поддерживают живую традицию, осуществляя на практике преемственность наследия национального искусства. Маленькие художники в союзе со своим педагогом – настоящие творцы радости. Они точно знают, что пластическую красоту можно вылепить своими руками. Работы отличаются удивительной пластикой, продуманностью, реалистичностью. Работ так много - и в каждой виден талант и мастерство. Уровень работ удивил бы и мастеров. При этом я видела как приходят дети, находят свои работы и самостоятельно начинают творить, не ожидая пока им дадут указания. 

ПРО УСПЕХИ

За короткий срок коллектив, возглавляемый педагогом, добился замечательных успехов на всероссийском уровне, получив массу восторженных отзывов известных профессионалов, средств массовой информации и простых людей.

Произведения учащихся были представлены на многочисленных выставках, конкурсах и фестивалях детского творчества:

«Наши великиесоотечественники» (г. Ярославль, 2002 г.), «Природа глазами детей» (г. Ярославль, 2002 г.). В 2004 г. школьники стали лауреатами областного конкурса декоративно-прикладного искусства учащихся Детских художественных школ и художественных отделений Детских школ искусств, городской выставки «Поклонимся великим тем годам», посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Работы детей были по достоинству оценены на Международных выставках союза городов Центра и Северо-Запада России в Великом Новгороде «Мир глазами детей» в 2005 г. и в Ярославле «Русь моя величавая» в 2006 г.

Учащиеся класса керамики являются постоянными участниками и неоднократными победителями открытого Нижегородского фестиваля керамики и гончарного искусства «Керамика, рожденная в огне» 2005-2007 гг. Они – лауреаты Всероссийского международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Юность» 2006 г.; конкурса «Подводный мир глазами детей» в рамках ІІ Международного детского фестиваля «Подводный мир» в г. Саранске в 2007 г.; XІ Международного конкурса детского творчества «Волна фантазии» в г. Сочи в 2007 г. Кроме того, ребята постоянно участвуют в ежегодных праздниках художественного творчества в г. Данилове, Угличе и Ростове Великом.

ПРО НАГРАДЫ


  • Благодарственное письмо Губернатора Ярославской области С. А. Вахрукова за подготовку дипломанта (диплом «За реализм в декоративно-прикладном искусстве») в номинации «Художественная керамика». Восьмых молодёжных Дельфийских игр России «Молодость России» (2009 г.)-


  • - Благодарственное письмо Губернатора Ярославской области С. А. Вахрукова за воспитание и образование подрастающего поколения. (2009 г.)


  • - Благодарность Министра культуры Российской Федерации А. А. Авдеева за большой вклад в эстетическое воспитание подрастающего поколения, многолетнюю плодотворную работу (2010 г.).


  • - Благодарность президента Всемирного фестиваля подводного изображения Даниэля Мерсье ; президента Международного детского фестиваля «Подводный мир» И. Б. Потапова - за подготовку лауреатов (2010 г.)


  • - Почётная грамота Президента Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков. Академика Российской Академии Естественных наук. Генерального директора Московского зоопарка В.В. Спицина. Администрации московского зоопарка. За организацию и проведение выставки «В мире животных», которая проходила в выставочных залах Московского зоопарка. (2010 г.)


  • - Благодарность Губернатора Ярославской области С. А. Вахрукова за воспитание и образование подрастающего поколения. (2011 г.)


  • - Лауреат городской премии в области художественного образования. За подписью Мэра города Ярославля В. В. Волончунаса (2010 г.)

  • - Победитель городского конкурса «Человек труда. Сила. Надежда и доблесть Ярославля- 2010»

Юные керамисты из Детской школя искусств № 3 лепят в основном животных, а обучает их Рафаил Исакович Вольфсон, выпускник абрамцевского художественно-промышленного училища (ныне это художественно-промышленный колледж им. Васнецова), сам всю жизнь увлекался анималистикой. По мнению Рафаила Исаковича в слове «анималистика» глубокий, почти буддийский смысл. Ведь все живое на планете связано единым циклом существования!В его мастерской каждый занимается своей темой. По мнению Рафаила Исаковича, лепить всей группой одно животное да еще «под чутким руководством» преподавателя - верный способ получить десяток «клонированных» скульптур.Сейчас в анналах школы искусств более 200 работ юных скульпторов-анималистов. Глиняный зоопарк....

Работает с детьми замечательный педагог Рафаил Исаакович Вольфсон. Именно благодаря его чуткому, неназойливому присутствию,

сохраняется детская непосредственность и индивидуальность.

ПРО СУЧКИ И ДЕРЕВЯШКИ

Вольфсон немногословен, резковат, о себе говорить не любит. Появился на свет в маленьком городке Пугачёве Саратовской области в семье врачей. Родительский дом славился на весь район.На дворе лошади, свиньи, козы, голубятня своя. Утром проснусь – и вместо садика на двор: а там живность разная, и всё хрюкает, дышит, кукарекает… Вот где красота-то была!

Интересно, что в детстве никакой особой тяги к творчеству Рафаил Исаакович не обнаруживал. И лишь когда поступил в Абрамцевское промышленно-художественное училище, определился с выбором профессии: «Начинал с сучков, с деревяшек… В дипломе написано, что я мастер-резчик по дереву, кости и камню». Керамикой увлёкся в последние годы, когда появилась возможность установить в школе настоящую печь для обжига. Собственно и сам класс декоративно-прикладного искусства был открыт в Детской школе искусств № 3 по инициативе художника в 2001 году. И хоть ни свои работы, ни работы учеников Рафаил Исаакович никогда не считал – по его словам, это просто невозможно, надо отдельно назначать кого-то на должность счетовода, – за все эти годы ни одна скульптура (!), как ни просили зрители на многочисленных выставках, продана не была. Рафаил Исаакович мечтает о создании в Ярославле серьёзного музея анималистической скульптуры. В принципе это абсолютно реальная идея, за экспонатами для музея дело уж точно не станет: Вольфсон и его ученики для этого немало потрудились.Отделение декоративно-прикладного искусства в Дет­ской школе искусств № 3 – самое молодое, ему всего семь лет. Курс обучения рассчитан на четыре года, но уже десятилетние школяры первого года обучения творят на уроках настоящие чудеса. Из мягкой податливой глины ребята лепят животных. 

ПРО РУССКИЕ МОТИВЫ

Как «аз» и «буки» керамической науки лепит поначалу детвора сапоги-башмаки да русские печки, традиционных для народной игрушки гусаков и петухов – эти первые детские арт-объекты Вольфсон определяет как «работы по мотивам народного лубка». Но дальнейшее зацикливание учебного процесса только на мотивах дымковской или филимонов­ской игрушки (как, к слову, делается во многих школах искусств) Рафаил Исаакович считает нецелесообразным, справедливо полагая, что каждая новая работа должна быть на порядок выше и сложнее предыдущей – «иначе просто смысла нет творчеством заниматься».

Материал предоставлен ДШИ № 3 города Ярославля. В статье частично использованы цитаты  Ларисы Драч  и фото http://www.sevkray.ru/news/7/11771/

МУЗЕЙНЫЙ ЗАЛ

РУБРИКА,

В КОТОРОЙ МЫ ПОСЕТИМ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЯХ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ 

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now